Авиакомпании смогут высаживать пассажира без компенсации?

Не так давно от российского Министерства Транспорта поступил новый законопроект, по которому у авиакомпании появляется возможность отказать пассажиру в посадке на рейс самолёта, по причине овербукинга (когда на данный рейс было продано больше посадочных билетов, чем реальных мест). Но, подобный документ рассматривает только одну сторону - сторону авиакомпаний, потому что для пассажиров «исчезают» какие-либо гарантии.
Согласно новому документу, авиакомпания сможет отказать пассажиру в посадке как по серьёзному основанию, так и без оного. МинТрас формулирует данное определение, как «решение перевозчика», а точные условия просто не рассматривает. Если говорить проще, то данный документ позволит авиаперевозчику отказать пассажиру не только в случае овербукинга, но и по другой любой причине.
Единственное обязательство, ложащееся на авиакомпанию в данном случае, - это предоставление для пассажира места на другом рейсе. «Интересная» формулировка от Министерства Транспорта последует и в данном случае: «перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки». В рассматриваемом документе не указаны и определённые ограничения, то есть авиаперевозчик в качестве альтернативного варианта может предоставить место на рейсе, совершающего перелёт, например, через неделю, причём без каких-либо обязательств со своей стороны, а также без «адекватной» выплаты за задержку. В компенсацию входит только та выплата, которая предусматривается настоящими федеральными правилами авиации. В последней указано, что за каждый час задержки будет выплачиваться по 25 рублей. Получается, что если по вине авиакомпании пассажир будет ждать «альтернативный рейс» в течение суток, то ему обязуются выплатить всего лишь 600 рублей.
Помимо этого, в законопроекте не указываются и обязательства авиакомпании предоставить на время задержки ночлег и питание. По тексту данного документа, если пассажир соглашается улететь более поздним рейсом, то автоматически изменяется и договор перевозки, благодаря чему с авиакомпании «спадает» обязанность о «заботе» пассажира.
Если пассажир отказывается лететь предложенным рейсом, то по законопроекту авиакомпания должна возвратить ему сумму, которая была уплачена за «воздушную перевозку». Причём в документе не указывается тот случай, когда пассажиром уже была выполнена часть поездки: допустим при пересадке или перелёте обратно. Подобная формулировка приведёт к произвольному подсчёту стоимости возврата.
Стоит напомнить, что аналогичная формулировка существует во многих странах. Но там ситуация овербукинга для авиакомпаний очень тесно и жёстко связана с обязанностью возвращения компенсации (причём существенной) пассажиру, если задержка превышает несколько часов. Так, например, в ЕС данные компенсации начинаются от 125 и заканчиваются 600 евро, а в США — от двойного тарифа в 1 сторону и до 1300 долларов.
Получается, что документ, предложенный Министерством Транспорта, можно рассматривать, как непродуманную и грубую подделку, которая писалась без особого понимания. Довольно сложный вопрос законодатели рассмотрели на 1.5 страницах. А по бюрократической традиции России, данный документ носит невзрачное название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Конечно, овербукинг — это полезное изобретение. С его помощью можно перевезти большее число пассажиров, предоставляя им те места, которые не были заняты по каким-либо причинам. Но подобная система должна давать гарантию, как и на тот случай, когда на рейс приходит большее число пассажиров, чем имеется мест в самолёте. Но в документе Министерства Транспорта подобных гарантий не даётся.
Стоит уточнить, что рассматриваемый документ МинТранса появился после того, как некоторые авиакомпании РФ предложили на законодательном уровне оформить практику овербукинга. И что же выходит? Да то, что в данном законопроекте учитываются лишь интересы авиакомпании. На данный момент российское авиационное законодательство итак в большей мере защищает авиакомпанию, чем пассажира, а с этим документом будет еще больший перевес.
Следует напомнить, что год назад авиаперевозчики с успехом пролоббировали внушительные штрафы для тех, кто вдруг захотел сдать свои билеты, причём санкции доходят до полного невозврата денег за несовершенный перелёт. Причём сами авиакомпании никакой ответственности за неспособность совершить перевозку не несут, а новый законопроект только усложнит существующее несправедливое положение пассажиров.

Прокомментировать данную новость вы можете вконтакте или facebook.

Возможно Вам также будет интересно: